Учет расчетов с контрагентами
Учет расчетов с контрагентами в бухгалтерии напрямую зависит от методики взаиморасчетов, которая определена условиями договора. Часто взаиморасчеты с контрагентами возникают вследствие ведения товарно-денежных отношений – хозяйственных операций иного назначения (продажа/покупка услуг и товаров, оформление ссуд и кредитов, пр.). С одним контрагентом может быть заключено несколько договоров, каждый из которых предусматривает индивидуальные условия расчетов.
Задолженность между контрагентом и организацией может измеряться в следующих вариантах:
- Российский рубль – используется для взаиморасчетов с отечественными партнерами;
- Иностранная валюта – используется для взаиморасчетов с зарубежными партнерами;
- Условные единицы – используются для расчетов с отечественными партнерами, но при этом взаимная задолженность в рамках договора определяется в иностранной валюте (как условная единица), тогда как расчеты производятся в рублях. Взаиморасчеты осуществляются по курсу, который зафиксирован в день проведения платежа.
Учет расчетов с контрагентами может осуществляться с различной степенью детализации:
- в целом согласно договору,
- по отдельным расчетным документам (при оплате, отгрузке и т.д.).
Особенности учета расчетов с контрагентами
При взаимоотношениях с контрагентами довольно распространенной является практика, когда каждая конкретная поставка оплачивается отдельно. Также допускается первоначальная регистрация оплаты запланированной поставки (оплата производится по предварительно выставленному счету). В данном случае учет расчетов с контрагентами осуществляется по отдельным расчетным документам.
При взаимоотношениях на долгосрочной основе, сотрудничая с проверенными партнерами, зачастую учет расчетов осуществляется в целом по договору. Это позволяет облегчить учет расходов, поскольку контрагент поставляет организации продукцию в течение месяца (или другого срока). Оплата контрагенту производится за весь отчетный период с частичной предоплатой за последующие поставки.
В бухучете расчеты с контрагентами указываются проводками с использованием специальных хозрасчетных счетов. Расчетное сальдо при отражении этих операций используется для следующих целей:
- распределения сумм оплаты на погашение задолженностей и авансы (ведение денежной документации);
- формирования проводки учета авансовых платежей (ведение товарной документации по отгрузке или поступлению продукции).
Данное разделение предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета. При этом в расчетных документах отражаются все бухгалтерские счета, которые используются для учета расчетов с контрагентами.