Составление смет

Каждое учреждение и организация должна составлять смету независимо от того, ведется бухгалтерский учет специалистом предприятия или же его ведение осуществляет на аутсорсинге. Смета предприятия представляет собой сводный документ, в котором отражаются полномочия организации в части получения доходов и осуществления расходов. Данный документ также определяет направление потока финансовых средств и их объем. Составление смет выполняется с целью анализа деятельности предприятия и построения среднесрочных и долгосрочных планов.

По структуре смета включает в себя две части:

  • Доходная
  • Расходная

При этом и доходы, и расходы предприятия могут планироваться за счет специального фонда или общего бюджета организации.

Составлять смету целесообразно в виде таблицы:

Раздел 1 – отражаются остатки средств (в кассе и на счетах в банке) на начало периода (месяц, квартал, год).

Раздел 2 – фактические (запланированные) доходы за отчетный период с точной расшифровкой по отдельным видам (величина процентов, членские взносы и т.д.).

Раздел 3 – фактические (запланированные) расходы за отчетный период с точной расшифровкой по отдельным видам.

Раздел 4 – величина неизрасходованных финансовых средств, которые остались на конец отчетного периода в кассе или на счетах в банке.

Основные принципы составления смет для неприбыльных организаций

  • Изначально на запланированный период следует определить ожидаемую величину доходов. Затем выявленную величину распределяют между всеми направлениями расходов – всевозможными программами мероприятий. Данный принцип составления смет подходит неприбыльным компаниям, которые способны точно определить величину ожидаемого дохода.
  • Согласно второму принципу в первую очередь организации необходимо определить ожидаемую величину расходов, которая нужна предприятию для обеспечения его деятельности. Только после этого определяются источники возможного получения доходов, которые позволят «перекрыть» фактические расходы. Данный принцип составления смет подойдет организациям, которые не могут четко определить ожидаемую величину дохода. Это могут быть предприятия, которые содержаться исключительно за счет финансовой поддержки со стороны.
  • Комбинированный принцип составления смет предполагает использование положений двух вышеуказанных принципов. Например, для определения величины необходимого минимума для ведения деятельности используется первый принцип, а для реализации дополнительных программ – второй. Также при составлении смет допускаются другие варианты комбинации. Поэтому этот принцип подойдет организациям, которые существуют за счет членских взносов или прочих источников, спрогнозировать величину которых сложно.